Язык рисунка

www.interfax.by-20070728-1539_002 Иногда, глядя на результат художества своего ребенка, нам приходится скрывать не то чтобы удивление, но порой даже шок. Неужели он видит все таким невозможным в жутких цветах?.. И при этом мало задумываемся над тем, откуда это берется.

На самом деле, рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность маленькому художнику выразить то, что он не может сказать словами. В процессе рисования ребенок абсолютно свободен: рациональное
уходит на второй план, отступают запреты и ограничения…

        Поэтому, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым в самой доверительной беседе просто в силу возрастных ограничений.

        С точки зрения психодиагностики детский рисунок является одним из самых достоверных источников информации и широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка.

        Анализировать рисунок ребенка с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния можно с 4-5 лет.

        Именно с 4-х лет объектом пристального внимания и изучения становится человек. В этом возрасте человек изображается уже в виде двух овалов с ручками и ножками. На рисунках 5-летних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет добавляются нос, рот, пальцы. К семи годам дети не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или головной убор), одежда.

 Вам стало интересно, как вас видит ваш ребенок? Ещё бы! Только не бегите к нему с карандашами и не требуйте «нарисуй маму». Выберите момент, когда ребенок будет готов поработать и пофантазировать. Приготовьте цветные карандаши, альбом, удобное место для рисования и предложите нарисовать ребенку свою семью. А после оставьте его наедине с собой — не стойте у ребенка над душой, он будет нервничать и отвлекаться.

Не стоит проводить такой тест после домашних ссор и конфликтов. «Картинка» не будет объективной.

        После рисования уточните основные детали наводящими вопросами.

        В этом тесте нет ничего случайного. Нужно только разобраться. Внимательные родители и сами могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в детском рисунке, закодирована, и его нужно научиться грамотно «читать».

        …Девочка снова рисует себя в виде принцессы. Просто она очень хочет оказаться в центре внимания. А, кроме того, какой с принцессы спрос, кто может заставить ее что-то делать? Подумайте, может быть, ваши требования к ней завышены.

        …Мальчик изобразил себя с большими кулаками, с оружием в устрашающей позе. Несмотря на кажущуюся враждебность, ему просто требуется защита. Может быть, кто-то его обидел. В этом случае следует разобраться зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы.

 Конечно, никакой тест не сможет дать точной информации. Однако при скрытых конфликтах рисунок помогает разглядеть подоплеку происходящего и решить проблему, не обижая ребенка.

Некоторые общие признаки, которые помогут вам оценить рисунок

    * Если ребенок многократно исправляет рисунок, стирает и переделывает его, — это признаки неуверенности в себе. У такого ребенка могут возникать многочисленные опасения, сомнения, тревоги.

    * Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые ухудшают качество изображения.

    * Эмоциональные проблемы могут отражаться и в повышенной небрежности, неряшливости, неаккуратности и незавершенности рисунков. Эти особенности встречаются у капризных, чрезмерно возбудимых, неусидчивых детей. (Помните, что степень аккуратности зависит от возраста ребенка. Для маленьких детей неаккуратность — нормальная возрастная особенность).

    * Слишком высокая тщательность и чрезмерная аккуратность тоже не всегда хорошо. Лучше всего — золотая середина. Это естественно.

www.interfax.by-20070728-1540_008 * Очень слабый нажим карандаша, низкая детализация рисунка встречается у детей, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых.

* Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — ребенок как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется.

    * А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.

    * Импульсивные дети часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных. В этом случае можно также заметить грубые нарушения симметрии, а иногда рисунок и вовсе не помещается на листе.

Похожие записи:


Комментарии закрыты.