Структура рисунка

www.interfax.by-20070728-1540_011 Рисуя свою семью, ребенок не просто решает творческую задачу. В первую очередь рисунок отражает то, как ребенок воспринимает внутрисемейные отношения. Считается, что с помощью рисунка ребенок выражает свои чувства к другим членам семьи и дает субъективную оценку собственного места в семье.

        Интерпретация структуры рисунка семьи заключается в определенном расположение фигур и сравнении состава на рисунке с реальной семьей.

        Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Когда ребенок изображает себя близко к тому или иному члену семьи, это говорит о близости, доверии и привязанности к нему. Дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный ребенку родственник.

        Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

        Или наоборот, малыш рисует себя и забывает нарисовать всех остальных членов семьи. Возможно, ему просто не хватает усидчивости, но чаще это проявление «детского» эгоизма. Ребенок подчеркивает свою значительность для остальных. 

www.interfax.by-20070728-1540_010 В случае напряженных эмоциональных отношений с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) ребенок может «забыть» отобразить его на рисунке.

Или же наоборот, дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением, рисуют не существующих братика или сестричку. Это означает, что им требуется больше внимания взрослых и совместных игр и занятий, или же развлечений в компании ребят его возраста.

        Показателем психологической близости является и расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье.

        Имеют значения размеры каждого персонажа, на кого смотрят эти герои и как они одеты.

        Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких.

        Если все родственники нарисованы примерно одного размера вплотную друг к другу, значит в семье царит эмоциональная близость.

        Чем авторитетней в глазах ребенка отец, мать и другие родственники, тем выше его фигура на рисунке. Отвергнутые и заброшенные дети, на которых у родителей не хватает времени, изображают себя маленькими, порой крошечными. 

www.interfax.by-20070728-1540_009 Бывает, что малыш рисует себя огромного роста посередине листа, а родителей по бокам, маленькими. В этом случае автор рисунка, бесспорно, лидер в семье — его все обожают, и он это осознает.

Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. При этом вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

        Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в этом.

        Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.

        Другие объекты

    * Рисунок, украшенный деталями (солнце, цветы, облачка, бабочки, птицы) говорит о ровном эмоциональном состоянии и жизнелюбии ребенка.

    * Яркое солнце — всегда символ ласки, добра и любви. Но если на рисунке солнышка нет, спросите ребенка, почему. Возможно, его отсутствие не значит ничего плохого.

    * Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — признаки депрессивного настроения.

    * Лампы и огонь интерпретируют как желание иметь наставника, так и потребность в тепле и любви.

    * Грязные листья и пятна на полу указывают на внутреннее беспокойство.

    * Агрессию ребенок выражает символично: рисует метлу, нависшее здание, клетку, диких животных.

    * Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. (Чаще это встречается у девочек). 

www.interfax.by-20070728-1540_013 * Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов у старших дошкольников говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокационным способом, служит выражением агрессии.

Сюжет рисунка 

Место расположения ребенка на рисунке — ключ к пониманию его положения в семье, точнее, его восприятия этого положения.

        Когда он в центре между мамой и папой — он нужен и важен. Когда же он изображает себя после всех своих братьев, сестер, дедушек и бабушек, подальше от родителей, — значит, считает себя «лишним» в доме.

        Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом — это свидетельствует о благоприятном семейном климате.

        На рисунке дети любят изображать подвижные игры — игру в мяч, к примеру. Любая игра считается признаком соперничества. Поэтому обратите внимание на то, где нарисован мяч. Если между двумя персонажами, то это символизирует баланс любви и соперничества.

        Если ребенок отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении.

        Если персонажи держатся за руки – хорошо. Если стоят спиной или боком друг к другу — плохо.

        Обратите также внимание на преувеличенно большие глаза ребенка на портрете. Если в них густо заштрихованы зрачки, возможно, малыш испытывает чувство страха. В любом случае можно предположить повышенную тревожность юного художника.

        Изображение головы и лица довольно информативны. Тщательная прорисованность головы свидетельствует об уважении к этому члену семьи или к себе. Если на лице нет ни глаз, ни рта, ни носа, то это обычно означает протест по отношению к нарисованному персонажу и свидетельствует об обиде и отторжении. Если маленький художник делает акцент на глаза — это подчеркивает функцию контроля.

         Ребенок и мама

        Хороший признак — изображение себя рядом с мамой. Это говорит о чувстве эмоциональной близости, привязанности. Впрочем, если ребенку предложили нарисовать маму, то вполне естественно, если себя он не изобразит вовсе: ведь об этом его не просили. А вот если он себя все же нарисовал, но в противоположном от мамы конце листа, это может говорить об ощущении одиночества, недостатке эмоционального общения в семье.

        Такое же предположение можно сделать, если между мамой и ребенком изображены какие-либо предметы. Вообще изобилие предметов (например, избыток мебели) в рисунке мамы заставляет заподозрить, что домашняя атмосфера недостаточно тепла и комфортна для ребенка.

        Когда на рисунке присутствуют и мама, и ребенок, то следует обратить внимание на соотношение их размеров. Если мамина фигура более чем вдвое превосходит фигуру ребенка, то это может говорить об ощущении своей незначительности, о сниженной самооценке. Если же, напротив, ребенок получился больше мамы, то надо посмотреть, не пытается ли он занять главенствующее положение в семье, подчинить себе взрослых и заставить их выполнять все свои прихоти.

        Положительным сигналом является желание красиво одеть и украсить маму: рюши, банты, заколки, бусы, сережки.

        Может настораживать и изображение мамы с руками, убранными за спину или упертыми в бока. Это поза отказа от общения. Полезно подумать, не слишком ли мама занята работой или другими делами, достаточно ли внимания она уделяет ребенку.

        А что, если ребенок вовсе отказался рисовать маму? Возможно, он просто не любит рисовать. А может быть, он не умеет рисовать людей. Но бывает, что других людей он рисует с удовольствием, а маму не хочет. Это уже подозрительно: нет ли в семье конфликта? Не испытывает ли ребенок напряжения и тревоги по от-
ношению к маме? Нет ли у него страха перед ней?

Похожие записи:


Комментарии закрыты.