Психосексуальное развитие подростков: познание запретного

Вместе с физиологическими изменениями, которые сопровождают половое созревание, меняется и самосознание ребенка, его восприятие своего тела, усиливается интерес к сексу и противоположному полу. В раннюю пору полового созревания подростки начинают заниматься самокопанием и предпочитают поддерживать общение исключительно со сверстниками своего пола. У девочек появляются одна или две близких подруги, в то время как мальчики предпочитают более многочисленные компании.

Проявление индивидуальности

На определенном этапе формирования зрелой и гармоничной сексуальной идентичности большинство подростков проходят фазу экспериментов, когда испытывают интерес и влечение к представителям своего пола. При этом довольно часто этот интерес получает физическое выражение: подростки могут целоваться, ласкать друг друга или пробовать более откровенные вещи. Это совершенно нормальная фаза полового развития, которая, как правило, и длится недолго. Если же один из участников таких «экспериментах» старше другого, события могут развиваться иначе. Также в период полового созревания и мальчики, и девочки чаще занимаются мастурбацией, что иногда может представлять поведенческую проблему. Сама по себе мастурбация не вызывает никаких физических или психологических отклонений и является нормальной частью взросления.

Пытаясь отстоять свою индивидуальность, подростки обычно отдаляются от родителей и предпочитают проводить время с друзьями, сидят в своей комнате или слушают музыку. Очень важно, чтоб в этот период дети продолжали принимать участие в семейных событиях, даже если во время встреч присутствует определенное напряжение. Многим подросткам время, проведенное в кругу семьи, помогает развить здоровое чувство самооценки. Это особенно важно, когда эмоциональный стресс полового созревания может понизить самооценку ребенка.

Развитие социальных навыков, как и физическое развитие, очень индивидуально и протекает у всех по-разному, но стадии формирования социальной личности обычно совпадают. Дружба и отношения с противоположным полом играют определяющую роль в жизни ребенка в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет. Затем приобретают все большее значение близкие отношения с одним-единственным человеком, причем девочки часто встречаются с мальчиками, которые старше их на один–два года.

Такие ранние отношения очень нестабильны, ведь в их основе – сексуальное влечение или слепая любовь и обожание, когда любимый человек возносится на пьедестал: у него нет недостатков, он не способен сделать ничего плохого. Если эти отношения скрепляются браком и переходят в семейные, долго такой брак не продлится. По статистике, больше всего разводов приходится именно на такие юношеские браки, в которых муж и жена не старше двадцати лет.

Очень часто именно благодаря неудачам, разочарованиям и предательству в этих первых отношениях у подростков формируется образ будущего партнера – какие качествами он должен и не должен обладать, как должен себя вести в тех или иных ситуациях. Кроме того, подростковые драмы помогают человеку лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны, и найти оптимальную линию поведения с противоположным полом.

Психологическое (эмоциональное) созревание

Эмоциональное созревание начинается уже в раннем возрасте и продолжается непрерывно до самой старости. Подростковый возраст, безусловно, — важный этап в процессе достижения зрелости, который протекает наиболее гармонично тогда, когда и подростки, и члены их семьи, понимают, что их ожидает, и готовы к переменам.

Одна из особенностей подросткового возраста в том, что ребенокКак справиться с истериками и гиперактивностью ребенка? начинает признавать ответственность за происходящее в различных сферах его жизни. Он хочет сам контролировать свои финансы (находит работу и начинает зарабатывать деньги), свободное время, межличностные отношения, у него появляются собственные убеждения и ценности. Процесс передачи ответственности от родителей ребенку начинается чуть не в младенчестве, когда ребенок учится ходить на горшок, и завершается уже в зрелом возрасте. В идеале этот процесс должен быть плавным и непрерывным.

В подростковом возрасте у ребенка появляются кумиры – личности, которые вызывают у него восхищение и которым он стремится подражать. Это еще один из важных моментов становления личности. В детстве кумирами ребенка являются родители, родственники и друзья и семьи, позже – учителя, сверстники и известные личности. Существует как нормальное, здоровое подражание, когда подросток стремиться достичь таких же высот, как его кумир, и нездоровое, когда подросток перенимает отрицательные качества своего кумира (курит, употребляет наркотики).

Нередко подросток подвергается огромному давлению со стороны сверстников, требующих от него соответствия принятым среди них нормам поведения. Как правило, в этом возрасте дети нетерпимы к проявлениям индивидуальности и стремятся всячески их подавить, поэтому очень важно, чтобы подросток был к этому готов, знал свои сильные и слабые стороны, не позволял собой манипулировать и принимал решения самостоятельно, а не под прессингом приятелей. Существует тесная связь между низкой самооценкой и вероятностью стать жертвой сексуального насилия или эксплуатации.

Фаза неуверенности и неопределенности обычно приходится на время переоценки убеждений и пересмотра ценностей, навязанных родителями и обществом. Подросток больше не готов принимать их беспрекословно. Все ценностей пересматриваются и либо отвергаются, либо становятся частью собственной системы ценностей подростка. Стремление подростков к независимости и самоутверждению часто пугает родителей, но им не стоит бояться – это естественная часть взросления и формирования личности.

Похожие записи:


Комментарии закрыты.