Майолика — яркий мир красок

clip_image001

Майолика — это вид керамики, которая известна с эпохи неолита. Свое название она получила благодаря испанскому острову Майорка (Мальорка), игравшему важную роль в торговле с Италией и странами Магриба.

Рецепт «глиняного теста» менялся в разных странах и в разные эпохи.

Глину, лежащую под ногами, пытались «окультурить», приспособить для производства посуды. Благодаря таким изыскательским усилиям древних египтян, появилась много столетий назад первая керамика, и стало развиваться гончарное ремесло.

Майоликой изделия из глины назовут позже по имени художника и скульптора Майоля, создававшего из обычной коричневой глины лепные шедевры.

Среди изделий из майолики шедевров, конечно, немного именно потому, что дешевое, распространенное повсеместно сырье и низкотемпературные режимы обработки сделали этот вид керамики самым доступным и часто используемым в быту.

На изломе майолика, в отличие от фаянса, а тем более фарфора, — это обычный черепок природного «глиняного» цвета от светло-кремового до терракотового оттенков.

Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками из мела, известняка или кварцевого песка, которые упрочняют соединение черепка с покрывающей его поверхность глазурью.

Технология «выпекания» майоликовых изделий все время совершенствуется, так в последнее время для увеличения механической прочности изделий в глину стали вводить специальные синтетические добавки.

Но проблема использования глины не только в ее повышенной хрупкости, пористости и, соответственно, влагоемкости, а также и в нестабильности состава «подножного сырья» — местных глинистых месторождений. Если для художников-керамистов, работающих в одиночку, это проблема не острая, то в производственных условиях, когда требуются большие объемы сырья с однотипным качеством, приходится использовать смеси глин, иногда до пяти-шести разновидностей.

Майолика, или как ее еще называют грубая керамика, без дополнительного оформления некрасива. Посмотрите, как выглядит такой кувшин, изготовленный древнеегипетскими мастерами. Это, конечно, музейный раритет, но, согласитесь, выглядит он не очень декоративно.

А те изделия, которые у нас ассоциируются с термином «майолика» смотрятся красиво, ярко и необычно. Для этого их тщательно декорируют. Так, чтобы краски сияли, нужен ровный и желательно светлый фон, поэтому изделия покрывают слоем белой глины, закрывающей натуральный (коричневый) цвет черепка.

А затем посуда расписывается, причем преимуществом майолики, например, перед фаянсом, является более низкая температура обжига, что дает возможность использовать более широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Именно поэтому майолика так переливчата и сочна в цвете. Обжигается майолика дважды: первый обжиг нужен для закрепления формы изделия, а второй — для покрытия его блестящей глазурью.

Керамические изделия можно украшать лепниной или ажуром, ручной росписью или однотонным покрытием цветной глазурью. Во время обжига нанесенные на поверхность краски и рельеф закрепляются.

Но именно обжиг иногда создает рискованную непредсказуемость результата: если живописец, смешивая краски на палитре, добивается нужного тона сразу, то керамист часто работает «вслепую», по памяти и знанию.

Это происходит потому, что во время обжига краски меняют не только свою текстуру, прочность, но и цвет. Художник, особенно начинающий, до конца обжига не может быть абсолютно уверен в результате, поэтому сложные и гармоничные работы с большим количеством тонов и оттенков могут выполнить только художники, достигшие определенного уровня мастерства.

Сложность росписи керамических изделий также и в том, что краски, нанесенные на пористый черепок, моментально впитываются, и уже ничем их удалить невозможно (если очень стараться, то можно оставить размытое грязное пятно на месте красочного мазка). Это роднит работу керамиста с филигранным трудом минера. И, глядя на красивую, с точными мазками красок поверхность, мы должны помнить, какими усилиями и опытом дается такая красота.

При оформлении керамического изделия скульптурными (ажуром, лепниной) деталями тоже надо соблюдать меру и осторожность, так как острые углы и далеко выступающие детали в эксплуатации быстро отколются.

Но чаще всего работы художников-керамистов предназначены не для повседневного использования. Они используются как оригинальные высокохудожественные аксессуары. Так что керамист — он и скульптор, и художник, и декоратор, так как создает свои работы большей частью не для утилитарного использования в быту, а для украшения дома.

Поскольку глина «лежит под ногами» в разных странах и на разных континентах, то керамическое производство из нее развивалось практически одновременно, но с особенностями национальных культур разных народов. В майолике, как народном творчестве, это хорошо видно. Например, мексиканская многоцветная чаша и кувшин с множеством ручек и вдавленным рельефом значительно отличается от гламурного парадного башмачка пастушки из Франции не только по форме, но по и колориту.

А берлинская старинная чаша с крышкой — от русской майолики, Гжели. Кстати, в начале своего существования гончарное производство в Гжели выпускало расписную многоцветную продукцию, а затем перешло на традиционный теперь бело-синий колорит.

Конструктивизм начала XX века практически уравнял все различия, и теперь современные изделия из майолики, произведенные в разных странах, распознаются с трудом. Например, работы немецких художников в стиле конструктивизма от работ художников из Скандинавии почти не отличаются.

Но существуют не только эксклюзивные работы, есть и повседневная, тоже универсальная по дизайну, майоликовая посуда. Она выпускается в серийном производстве на фарфоровых заводах во многих странах и отличается высоким качеством, экологической чистотой и современностью форм. Помимо этого, керамическую посуду без сложного живописного декора теперь можно использовать в микроволновых печах и посудомоечных машинах.

Источник

Похожие записи:


Комментарии закрыты.