Кого исцеляет гомеопатия?

Внушаемость, то есть подверженность внушению, является сверхдоверием к знаку (в данном случае — к вашему слову) вопреки предметной очевидности. А.У.Хараш

Прежде чем спорить о гомеопатии, неплохо бы определить в чем заключается предмет спора. Гомеопатия — лечит или не лечит? Это один вопрос. Гомеопатия — наука или шарлатанство? Совсем другой.

Успехи гомеопатии несомненны. Каждый практический врач слышит от своих пациентов о родственнике или знакомом, которого вылечил гомеопатическими средствами знахарь или врач-гомеопат. Не говоря уже о том, что даже критичный наблюдатель может временами делать ложные умозаключения, из истории известно, что уже тысячи лет назад удавалось «исцелять» многие серьезные болезни.

Во все времена существовали великие врачи, исцелявшие подчас совершенно недостаточными средствами.

Более двух тысяч лет назад индусские жрецы исцеляли с помощью силы, которую они называли «Прана». Неоднократно описываются исцеления в Библии. Католическая церковь причислила к лику святых 34 целителя, лечивших возложением рук. А какое множество людей исцелил Месмер «воздействием магнетических токов»!

Доказательная медицина — это, конечно, хорошо. Но с другой стороны, мы имеем массу примеров, когда после обращения к гомеопатам люди излечивались. Причем зачастую от таких болячек, с которыми не справлялись «официальные» врачи.  Почему?

Например, во время эпидемии холеры в Лондоне (XIX век) смертность в гомеопатическом госпитале была в три раза ниже, чем в обычном. Да и в наше время найдется не одна сотня человек, которым помогли гомеопаты. В чем причина? Это были какие-то другие, «правильные» последователи Ганемана? Отнюдь нет. Есть несколько случаев, когда врач-гомеопат действительно оказывается весьма полезным.

В наше время этот принцип тоже работает. Далеко не все участковые педиатры обладают интеллектом доктора Хауса. Кроме того, за 12 минут, отводимых на первичный прием пациента, практически невозможно толком ничего о нем разузнать, как следует простукать, прощупать и прослушать. А доводилось ли вам когда-нибудь видеть огромные очереди в гомеопатических клиниках или слышать словосочетание «участковый гомеопат»? Нет. Гомеопаты работают в частном секторе, поэтому могут позволить себе два часа собирать анамнез и опрашивать больного. Они банально владеют бóльшим объемом информации о пациенте, чем их муниципально-поликлинические братья во халате. Поэтому процент диагностических ошибок — в абсолютных цифрах — у гомеопатов будет меньше. А вот если попробовать сыграть в игру и поменяться местами, не уверен, что «альтернативные» врачи будут выглядеть столь же блестяще.

Возьмем пример с лондонской холерой. Классическая медицина тогда не умела обращаться с этим заболеванием, и потому больных лечили кровопусканиями, мышьяком, ртутью и прочими жуткими препаратами и методиками, от которых многие умирали раньше, чем от холеры. А в гомеопатическом госпитале не делали этого, давали простую воду — ой, простите, гомеопатические препараты. В результате выживало гораздо больше народу.

Не стоит забывать о том, что каждый из нас — вселенная, в которой действуют свои законы.

Верующего христианина исцеляет «святая вода», язычника — камлание шамана, а суеверного безбожника — биоэнергетика, экстрасенсорика и гомеопатия. Объединяет все виды исцеления — вера.

Давно замечено, что есть люди, способные силой веры заболевать и исцеляться. Заболевания «силой веры» называются психосоматическими, а лечение «силой веры и доверия» — внушением. Не вдаваясь в психиатрические подробности, скажу, что способость в большей или меньшей степени подвергаться внушению «внушаемостью». Поскольку мне не нравятся фанатики и сектанты, то я с удовольствием дополню рассказ о гомеопатии главой о внушаемости.

Заглянем в Психологический словарь:

Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию и на открытости самовнушению состояний.

Повышенная внушаемость характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, входящим в структуру критичности.

Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени индивидуальной внушаемости. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе и пр.).

Внушаемость — нужное и полезное свойство. Внушение является важным педагогическим приемом. Все люди внушаемы в той или иной степени. Внушаемость — свойство здоровой личности. Когда кто-то с гордостью заявляет, что «абсолютно невнушаем», он просто не понимает что говорит. Невнушаемость, на являясь расстройством сама по себе, сводетельствует о наличии психических расстройств. Проблема не во внушаемости как таковой. Проблема в неспособности человека осознать свою внушаемость, отличить внушенные идеи от выработанных самостоятельно и, самое главное, в неспособности сформировать адекватного отношения к внушенным идеям.

Если меня спросить, лечит ли гомеопатия, я поинтересуюсь — кого?

Меня святая вода не вылечит, во что бы вы не верили. Более того, насколько я знаю, святая вода помогает только в сочетании с молитвой и искренней верой. Если бы было доказано иное, Церковь давно уже подрабатывала бы целительством.

И святая вода, и ритуалы вуду, и филиппинские хилеры помогают только тем, кто в них истово верит и тем, кто, даже если до сих пор в них не верил, отличается повышенной внушаемостью.

Так и гомеопатия. Истинно верующим в нее она поможет справиться с любым психосоматическим заболеванием и возможно даже рядом не пихосоматических, но поддающихся лечению внушением. С гонореей и трихомониазом гомеопатия не справится, как фанатично в нее не верь: микроорганизмы чихать хотели на внушение.

Что такое психосоматика? Я обязательно объясню это в отдельной статье, а пока достаточно понять, чем отличаются перелом, огнестрельное ранение, ветряная оспа и камни в почках от гастрита, аллергии, астмы и нейродермита. Первая часть перечня не вызывается ни самовнушением, ни внушением, это вполне ощутимые и регистрируемые физически проблемы. Вторая часть может легко возникать и исчезать по чисто психологическим причинам: реакция организма есть, а физического агента нет. Темна вода во облацех…

Вот на проблемы второго рода и направлено действие гомеопатии. При наличии у человека высоких показателей способности к аутосуггестии, гомеопатия может помочь. При отсутствии такой способности — нет.

Далеко не все внушенные или психосоматические заболевания лечатся внушением. Иногда последствия саморазрушения таковы, что восстановление требует физического или химического воздействия. Для психосоматических заболеваний верно даже то, что вполне действенные препараты аллопатической медицины могут не произвести на психосоматического больного никакого воздействия, акромя побочного: «Решил умереть и умру, как вы меня не лечите!». В этом случае, гомеопатия, святая вода, заговоры и привороты — адекватная замена психотерапии для высоко внушаемых суеверных людей.

Известно, что некоторые люди поддаются внушению больше, чем остальные. Они утрачивают критичность по отношению к тому, что им предлагается, испытывают ощущения, которых нет в реальности, и в некоторых случаях это может доходить до совершенно необычных вещей. Собственно, само наличие суеверий в сознании указывает на низкую критичность мышления.

Насколько сильно и впечатляюще работает внушение, хорошо иллюстрирует известный в психологии феномен „внушённого ожога“, когда человеку объявляют, что сейчас к нему прикоснутся раскалённым предметом, и, хотя прикасаются холодным, на этом месте действительно возникает ожог. Эта физиологическая реакция до сих пор не до конца понятна, но тем не менее она существует.

К той же группе феноменов относятся случаи появления стигматов у религиозных фанатиков.

Пожалуй, самым неожиданным для исследователей оказалось то, что для эффекта плацебо пациентов в принципе необязательно вводить в заблуждение. В исследовании, проведенном в Медицинской школе Университета Джона Гопкинса, 15 пациентов, страдавших патологической тревожностью, получали по одной таблетке плацебо в неделю. Им с самого начала честно сказали, что это просто сахарные пилюли, добавив, правда, что многим они помогают (что тоже не грешило против истины). Через некоторое время 14 из 15 пациентов сообщили, что их тревожность значительно снизилась.

Впрочем, строго говоря, этот эксперимент нельзя считать совсем чистым: врачи не обманывали пациентов, но те, как выяснилось, успешно делали это сами. На заключительном собеседовании шестеро испытуемых сказали, что они не поверили врачам и что «в таблетках все-таки что-то было». (!)

С тем же успехом проделывают над собой эти фокусы и фанаты гомеопатии. Может показаться, что психотерапия была бы эффективнее, а самовнушение дешевле. Но дело в том, что тот, кто верит в эксрасенсорику, просто не пойдет к психотерапевту, а тот, кому для подкрепления внушения нужны предметные носители «чуда», обязательно реализуют право на безвредные горошинки. Вот и выходит что гомеопатия — языческий суррогат психотерапии.

Что такое внушение, никто достоверно не знает — это до сих пор остаётся довольно сложной вещью. Но совершенно очевидно, что степень внушаемости человека зависит от способов, которыми человек воспринимает и обрабатывает поступающую информацию. Один из таких способов — когнитивный стиль (лат. cognitio — познавание) — исследуется современной психологией достаточно пристально.

Среди параметров когнитивного стиля существует так называемая полезависимость/поленезависимость, т. е. способ обработки информации, при котором человек ориентируется не на качество стимула, а на условия, в которых этот стимул ему предъявляется. Второй параметр: ригидность/гибкость. Одни люди реагируют очень ригидно: они используют один и тот же способ переработки информации, не меняя его в зависимости от обстоятельств. Другие реагируют гибко, применяя многие способы, которые к тому же достаточно разнообразны.

Третий параметр: когнитивная сложность/простота. У когнитивно простых людей ограниченный набор способов оценки реальности: хорошо или плохо, почти без полутонов. Чем человек менее гибок, чем беднее набор его инструментов оценки информации, чем он больше зависит от внешних обстоятельств, „поля“, тем более он внушаем. И наоборот.

Другой источник внушаемости — значимость информации. Известны исследования, показывающие, как меняется внушаемость человека в зависимости от того, насколько значима для него сфера поступающей информации. Если нечто для человека очень важно и очень ценно, он скорее готов поверить любому доводу, чем в той сфере, которая для него является нейтральной, а поверив, будет истово отстаивать его, не особо сообразуясь с формальной логикой.

Этот феномен подметил ещё К. Маркс. Он говорил о том (я цитирую не точно, воспроизводя смысл), что если бы таблица умножения вызывала у человека такие же чувства, как деньги, то она тоже постоянно подвергалась бы сомнению.

Не менее половины онкологических больных, вне зависимости от их уровня образования, обращались к знахарям, к экстрасенсам. Причём на самом деле обращается больше — известно лишь о тех, кто сам об этом сообщил. Но там всё более или менее понятно: ситуация существования на грани жизни и смерти настолько эмоционально тяжела, что человек готов поверить во всё что угодно. Во всё, что ему предлагается. Особенно, если это касается детей. Пусть знахари не помогут, он должен сделать это, чтобы потом не испытывать чувства вины за то, что не сделал всё, что возможно.

Феномен Грабового, убедившего немало людей в возможности воскрешения из мёртвых, вызван именно этими механизмами. Под словом „феномен“, естественно, я подразумеваю не его самого, а поразительную доверчивость людей, которым он пообещал воскресить близких, погибших при теракте. Понятно, что люди находятся в тяжелейшем психическом состоянии и критиковать их за это невозможно. Но непременно нужно критиковать тех, кто пользуется их несчастьем, а также тех, кто спокойно наблюдает за происходящим со стороны, способствуя обману.

Собственно, в истории человечества подобное случалось уже не раз. Как только происходят большие несчастья — стихийные бедствия, войны, потрясения, моментально появляется масса шарлатанов, целенаправленно занимающихся массовым обманом. Кстати, это явление очень точно описано в Апокалипсисе. Нашествие лжепророков происходит в то время, когда на Землю обрушивается череда страшных катастроф. Такими лжепророками являются и представители альтернативной медицины, парапсихологии, маги, колдуны, астрологи, биоэнергртики и экстрасенсы.

Но одновременно с мошенниками появляется немало людей, которые добросовестно заблуждаются в оценке своих личных качеств, полагая себя настоящими пророками. В большинстве своём они психически нездоровы. Но в отличие от шарлатанов, прекрасно знающих, что делают, они искренне верят, что обладают необыкновенными способностями. Очень часто вера в собственную исключительность сочетается у них с высоким потенциалом убеждения. Нередко они становятся основателями новых религиозных учений, „мессиями“, „пророками“, около которых концентрируются поверившие им последователи, а также те, кто использует их в коммерческих целях.

Надо заметить, что такие «искренне верящие» в свою избранность люди, если они психически здоровы, чаще всего сами являются высоко суггестивными и аутосуггестивными. Один бессовестный мошенник может создать целую секту «избранных», внушив им веру в их собственную способность лечить наложением рук, воздействием на биоэнергетическую оболочку или гомеопатией.

Особенно печально, что как среди мошенников и шарлатанов, так и среди «искренних» альтернативщиков полным полно психологов и врачей.

Я училась с целой плеядой будущих бессовестных «магов», «парапсихологов» и любителей гомеопатии, а также с создателем центра биоэнергетической медицины и его адептами, увлеченно «обследовавших» мою «энергетическую оболочку», «поле», «ауру», «чакры» и т.п. с дальнейшей постановкой умопомрачительных диагнозов. Это и не удивительно, поскольку и среди врачей, включая психиатров, и среди психологов, могут встречаться как безнравственные, так и психически нездоровые люди. И если официальная государственная медицина как-то отслеживает и выявляет подобные случаи, то в частном и полуподпольном секторе лекарей, целителей, экстрасенсов и гомеопатов сертифицировать несертифицируемое и лицензировать нелицензируемое попросту невозможно.

В этом бизнесе дураков нет, поэтому даже милиция и суд не помогут клиенту призвать к ответу недобросовестных волшебников в случае неудачного «лечения».

__________________________________________________________________________________________________________

В статье использованы материалы из работ д.п.н. А.Ш. Тхостова, заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и д.м.н. и директора Берлинского Института Судебной медицины д.м. О. Прокопа

Источник: http://kotomysh.livejournal.com

Похожие записи:


Комментарии закрыты.