Есть ли польза от похвалы?

Рекомендуем: отличный Женский журнал!

clip_image001

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет.

Почему? Да потому, что чем больше он получает незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою «истинную натуру». Родители часто рассказывают: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение — и он как с цепи срывается, будто стремясь опровергнуть похвалу.

Как можно и как нельзя

Означает ли это, что похвала «устарела»? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Ведь, назначая лекарство для больного, врач обязательно указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций.

Похвала — это тоже лекарство, причем сильнодействующее, и с ней нужно обращаться осторожно: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Андрей хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.

Мать: Я даже не думала, что можно все убрать за один день.

Андрей: А я смог!

Мать: Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.

Андрей: Стало чисто.

Мать: Спасибо тебе, сынок.

Андрей: (широко улыбаясь). Не за что.

Мать похвалила поступок Андрея, и мальчик почувствовал радость и гордость оттого, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.

Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она только вредна. Например, такая:

Ты чудесный сын.

Ты настоящий мамин помощник.

Что бы мама делала без тебя?

Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу; ребенок почувствует, что он далеко не такой «чудесный сын» и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его «разоблачат», он предпочтет немедленно облегчить свою совесть, сознавшись в каком-нибудь проступке.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, — и так же сильно слепит.

Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично.

Внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому: «Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный».

Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: «Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немного стоят!»

Слова и выводы

Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

Десятилетний Женя помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.

Отец: Верстак тяжелый. Трудно его подвинуть.

Женя: (с гордостью) Я это сделал. Я сильный (согнув руку и напрягая мускулы).

В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: «Ты такой сильный, сынок», Женя мог бы ответить: «Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня». Последовал бы обидный и ненужный вывод…

Похвала складывается из двух компонентов — наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей:

Правильная похвала: «Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!»

Возможный вывод: «Я хорошо поработал, и мою работу оценили».

(Неправильная похвала: «Ты просто молодец».)

Правильная похвала: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Возможный вывод: «Хорошо, что я умею писать стихи».

(Неправильная похвала: «Для твоего возраста это неплохие стихи».)

Правильная похвала: «Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!»

Возможный вывод: «Я умею плотничать».

(Неправильная похвала: «Ты хороший плотник».)

Правильная похвала: «Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!»

Возможный вывод: «Я помог маме».

(Неправильная похвала: «Ты сделал это лучше, чем наша мама».)

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе в окружающем мире.

Источник

Похожие записи:


Комментарии закрыты.