Что вы знаете о папуасах?

clip_image001

Рассказывать о традиционном семейном укладе в Папуа — Новой Гвинее — дело неблагодарное: в стране множество разных культур.

На пять миллионов жителей здесь более тысячи разных языков, а каждая группа имеет свои традиции, причем сильно отличающиеся от деревни к деревне.

Особенно необычны устои в тех удаленных племенах, которые практически не контактируют с цивилизацией и до сих пор живут в каменном веке.

Сколько свиней за невесту?
Семья в Папуа — Новой Гвинее — это клан, племя, земляки. Доход делится между всеми поровну. Решения принимаются на семейном совете, и ослушаться их нельзя.

Женятся здесь тоже с позволения старейшин. Очень важно, чтобы новобрачные принадлежали к одной языковой группе, одной географической местности, одному племени.

Обычно до свадьбы приходят сваты, приносят смесь листьев бетель и семян пальмы катеху (их жуют вместе с горчицей и известью — это вроде табакозаменителя с легким наркотическим действием). Дары в виде свиней, ракушек, украшений знаменуют заключение сделки. Оговаривается выкуп за невесту. Это тоже свиньи и украшения.

Свадьба — большая церемония, на нее приглашают гостей из соседних племен, готовят много еды, в частности муму (свинину в горячих камнях); танцуют и совершают различные ритуалы. Продолжается это пиршество несколько дней.

Любовь и ревность как зрелище
После свадьбы женщина принимается ухаживать за мужем и его семьей. Папуасы живут в домах на сваях. Это спасает от наводнения во время дождей и от диких животных. Строят их не очень основательно: из досок, наспех, кое-как.

Большую часть дома занимает просторная комната, где посередине на полу лежит ворох пальмовых листьев. На них обитатели сидят, едят. В смежных комнатках спят по несколько человек, группами. Женщины живут отдельно от мужчин, а сексом занимаются на природе.

Или же приходят к мужу в хижину — при этом рядом могут спать еще несколько десятков обитателей клана. В любом доме всегда много родни, уединиться здесь невозможно. Те, кто живут в большем достатке, постоянно принимают гостей из более бедных семей. Родственники могут пользоваться всеми благами в доме и даже забирать с собой вещи, украшения, которые им понравились.

Нравы в Папуа довольно простые. Девушка не обязана хранить девственность до брака. После свадьбы супруги имеют право заводить себе партнеров на стороне. Верность не ценится вообще. Хотя подраться между собой соперницы еще как горазды. Драка за мужчину — публичное зрелище, посмотреть на него и поболеть сбегаются множество соплеменников.

Вообще уровень агрессии здесь очень высок. Например, группа мужчин может захватить женщину из племени врага и надругаться над ней. Домашнее, уличное насилие, инцесты даже с самыми маленькими детьми — дело обычное. Психологи связывают это со слишком резким скачком из каменного века в развитую цивилизацию.

Дети клана
Контрацепцией женщины практически не пользуются, иногда лишь применяют некоторые местные травы. Да и зачем им ограничивать свою рождаемость? Ведь чем больше детей, тем лучше. Это новые воины и охотники. У женщины в Папуа — Новой Гвинее нет абсолютно никаких прав — ни на наследство, ни на голос, ни на защиту от соплеменников.

И даже дети не ее, а общие. Мамой они называют не только биологическую мать, но и близких родственниц. Женщины нередко отдают новорожденных бездетным сестрам или тем, кто недавно потерял своего ребенка. Впрочем, с матерями растут только девочки. Сыновей в 6-7 лет забирают мужчины племени.

С ними мальчик учится охотиться, вести себя соответственно своему полу. Отделение сыновей от матери называется посвящением в мужчины. Для начала им прокалывают носовую перегородку и выпускают кровь — это символизирует возмужание. В некоторых племенах посвящение включает в себя половой акт с мужчинами.

Существует поверье, что семя соплеменников делает юношу более мужественным. А впоследствии сперма этого молодого человека, усвоенная его женой, превращается в грудное молоко. И таким образом, именно мужчина вскармливает своих детей. Женщина даже тут ни при чем, она всего лишь контейнер для вынашивания потомства.

Змея — тоже еда
Папуасы живут натуральным хозяйством и полагаются в основном на дары земли, леса, моря. Традиционной едой считается сладкий картофель кау-кау, пресные бананы, фрукты, кокосы и муму — свинина с овощами. Муму подают только на большие праздники. Свиньи — самым ценное достояние семьи. Поросят, потерявших свою мать, будет вскармливать грудью женщина. За убитую свинью здесь могут начать даже межплеменную войну.

Еще из еды популярна тягучая смесь из сердцевины саговых пальм — что-то вроде пудинга. В каких-то местах едят древесных кенгуру, змей, птиц, летучих мышей. Часто спрашивают, балуются ли папуасы человечинкой? Сейчас уже нет. Во всяком случае, так говорят сами жители этой страны. Хотя по рассказам тех, кто забредал в глухие места, кое-где еще можно встретить доказательства каннибализма.

В прибрежных районах женщины используют в пищу морепродукты и умеют ловить рыбу, но в высокогорье такой роскоши нет. Едят здесь два раза в день — утром и поздно вечером. В городах пользуются тарелками, в деревнях их заменяют широкие пальмовые листья. Просить добавки в Папуа не принято, и это воспринимается как оскорбление: ведь такая просьба значит, что хозяин подал мало еды!

Fashion по-папуасски
Моды на одежду в Новой Гвинее нет, а вот какие украшения и татуировки иметь, зависит от племени. По украшениям и раскрасу можно узнать, откуда человек родом. В отдаленных деревнях люди ходят нагишом, прикрывая некоторые части тела перьями, ракушками, пальмовыми листьями и кусками ткани из вымоченной древесины.

Ракушки служат не только ценными украшениями, но и местной валютой. В деревнях они ходят вместо денег. Женщины любят делать себе татуировки на лице и теле, носить перья и ожерелья из семян и ракушек. А мужчины украшают себя бивнями кабанов и большими перьями птиц. Бивни вставляют во внутреннюю перегородку носа, это считается престижно и воинственно.

Дама здесь ценится полная; у папуасов есть даже поговорка: женщина без живота — что кровать без подушки.

«Разве мы — бедные?»
Конечно, в городах все быстро меняется. Жители там носят европейскую одежду, живут в домах. Женщины часто получают образование, работают, дети ходят в школу. Однако только единицы хотят так жить. Большинство же на белых людей смотрят скептически.

Во время одного из мероприятий, где американский миссионер пафосно говорил об уровне бедности в мире и, в частности, в Папуа — Новой Гвинее, двенадцатилетняя девочка спросила его: «А вы правда считаете, что мы — бедные?»

Ее вопрос отразил суть менталитета папуасов — они не считают себя ни бедными, ни несчастными. А потому в массе своей не стремятся менять что-то в своей жизни.

Источник

Похожие записи:


Комментарии закрыты.